Изменения в Град.Кодексе РФ, вступающие в силу с 01.07.2017, касающиеся требований к выполнению работ по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, капитальному ремонту, реконструкции, строительству объектов капитального строительства

30 июня 2017

Комментарий заместителя председателя Общественного совета при Министерстве
по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края, советника президента АСРО «Гильдия Пермских Строителей» Чепкасова Р.Ю.

С 1 июля 2017 года вступает в силу Федеральный закон от 03.07.2016 № 372-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 372-ФЗ). Данный закон вносит принципиальные изменения в механизм саморегулирования в области инженерных изысканий, подготовки проектной документации, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства. Изменения самым непосредственным образом касаются организации и проведения закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Еще более значимыми данные изменения являются для участников рынка изыскательских, проектных и строительных работ.

Первое: вводится «принцип регионализации» в саморегулировании. С 1 июля этого года физическое или юридическое лицо может быть членом только саморегулируемой организации, зарегистрированной в том же субъекте Российской Федерации, что и данное лицо.

Второе: необходимым условием членства в саморегулируемой организации (далее - СРО) становится наличие в штате (по основному месту работы) изыскательской, проектной или строительной организации не менее двух высококвалифицированных специалистов в соответствующей области. Минимальные требования к таким специалистам установлены в Законе № 372-ФЗ.

Принципиальный момент: в отсутствии в организации таких специалистов ее членство в СРО невозможно, т.е. невозможно участие в государственных и муниципальных закупках и, при определенных условиях, выполнение работ. Поэтому участникам рынка необходимо обеспечить наличие в штате специалистов, состоящих в реестре. На практике эта проблема может стать самой критичной как для рынка, так и для системы государственных и муниципальных закупок.

Третье: принципиально меняется перечень видов работ, для выполнения которых необходимо быть членом соответствующей СРО. Точнее, перечня как такового теперь нет. Быть членом соответствующей СРО необходимо для заключения договора генподряда на выполнение инженерных изысканий, подготовки проектной документации и капитального ремонта, реконструкции, строительства. Для заключения договора субподряда быть членом СРО не обязательно. Кроме того, членом СРО быть не обязательно для заключения договора выполнения работ по капитальному ремонту, реконструкции, строительству до 3 миллионов рублей. Т.к. любой государственный или муниципальный контракт на выполнение работ в рассматриваемых сферах является договором генподряда, требование о членстве участника закупок в соответствующей СРО является обязательным (кроме выполнения строительных работ до 3 миллионов рублей). При этом данное требование (о членстве в СРО) не распространяется на государственные и муниципальные предприятия, учреждения, иные указанные в Законе № 372-ФЗ юридические лица с государственным (муниципальным) участием, в случае заключения ими контрактов (договоров) с государственными, муниципальными органами, в ведении которых находятся такие предприятия, учреждения, иные указанные юридические лица, или в случае выполнения такими предприятиями, учреждениями, иными указанными юридическими лицами функций технического заказчика от имени указанных органов.

Четвертое: саморегулируемые организации, члены которых намерены участвовать в государственных и муниципальных закупках, должны создать еще один компенсационный фонд – фонд обеспечения договорных обязательств, состоящий из взносов указанных членов СРО. Член СРО обязан внести в фонд взнос, размер которого зависит от уровня ответственности, т.е. от общей суммы государственных и муниципальных контрактов, которые такой член СРО будет вправе заключить. Именно от общей суммы контрактов (точнее, от суммы обязательств), а не от цены одного договора, как было ранее. При этом при определении общей суммы обязательств по государственным и муниципальным контрактам, которую на каждый момент времени может принять член СРО, обязательства, исполненные участником (по которым подписаны акты выполненных работ), исключаются из общей суммы обязательств. Получается, что для оценки соответствия участника закупки требованию о членстве в СРО с учетом уровня ответственности закупочная комиссия должна проверить фактический объем обязательств каждого участника.

Пятое: в соответствии с Законом № 372-ФЗ документом, подтверждающим соответствие участника закупки требованиям, установленным в соответствии с законодательством, с 1 июля 2017 года будет являться выписка из реестра членов СРО (а не свидетельство о допуске). Поэтому во всех документациях о закупке, окончание подачи заявок по которым приходится на 1 июля 2017 и более поздние даты, требования к участникам и составу второй части заявки должны быть установлены с учетом требований Закона 372-ФЗ.

 

Перейти к списку новостей